Бонсаи – мгновения жизни и пространства

автор Александр Абрамов

Бонсаи. Можжевельник величественный


Если спросишь:
В чём душа
Островов Японии?
В аромате горных вишен
На заре…

Мотоори Норинага
(1730-1801)

В японском языке слово «бонсаи» означает не просто карликовое растение, а искусство выращивания миниатюрных растений в изящной художественной форме на «подносе» или в невысоком горшке-плошке.

История искусства бонсаи

Термин «бонсаи» появился в Японии в конце девятнадцатого века под влиянием японцев, изучавших традиционную китайскую культуру и философию. Но само искусство выращивания миниатюрных растений в этой стране возникло более полутора тысяч лет назад. Истоки искусства бонсаи лежат в ещё более древней китайской традиции.

В Китае искусство выращивания миниатюрных деревьев на камнях получило название пенджинг, или пентсаи (пэн-цаи). Японцы переделали это название на свой лад; миниатюрные деревья они стали называть бонсаи.
Однако, заимствовав эту культурную традицию у Китая, японцы превратили бонсаи в поразительное явление своей национальной культуры.

К моменту проникновения в Японию пенджингов из Китая, японцы создавали сады для созерцания – «сима» (то есть, «острова»). Это были стилизованные «фрагменты» моря с разбросанными по нему островами. Иногда художники с точностью копировали конкретную бухту, создавая пруды с большим островом и несколькими мелкими островами. (Такой приём до сих пор используют для создания садов в восточном стиле). Иногда такие ландшафты создавали «всухую», расставляя камни по поверхности песка.

Японское преклонение перед природой, соединившись с идеями китайских художников, породило бонсеки («камни на подносе»): на поднос насыпали песок, а затем живописно расставляли по нему камни причудливой формы.

Первые изображения живых растительных миниатюр были обнаружены в эмакимоно – древних свитках с картинками, изображающими, кроме прочих сюжетов, «жития» буддийских святых.

В свитке, датируемом 1309 годом, изображён «поднос» с низкими бортиками. Дно «подноса» покрыто крупным песком и небольшими причудливыми камнями, а на них установлены плошки с сосной и цветущей сливой. Рядом располагается бонсаи из трав, подчёркивающих благородство и древность сосны. Поодаль, в другой плошке, установлен камень и посажена трава.

Эти принципы лаконичного намёка на прекрасные природные ландшафты сохранились до наших дней и используются всеми мастерами-«бонсаистами» для демонстрации своих творений.

С конца XII века всё бoльшую роль в жизни японского общества стала играть одна из сект буддизма - дзэн. А один из принципов дзэн-буддизма - принцип тождества небесного («божественного») и земного («низменного»).

К концу XIV века дзэнская культура в значительной мере сделала бонсаи «мирским» занятием. Маленькие деревья-символы перестали быть храмовой святыней, а их выращивание уже не считалось священнодействием, недоступным простым смертным. Поэтому из монастырей увлечение бонсаи постепенно проникло во дворцы японских аристократов, а затем и в дома самураев. А к началу XIX века искусство бонсаи стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хати-но ки – «деревья в мисках».

Большую роль в становлении искусства бонсаи как национальной традиции сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления (1868 – 1912 гг.) выращивание бонсаи было возведено в ранг искусства, и тогда же появился термин «художественный бонсаи».

После страшного землетрясения 1923 года тридцать семей профессиональных художников бонсаи переехали из Токио на северо-восток страны. Они поселились в лесном районе, на окраине города Омия. В 1926 году там была создана Национальная коллекция бонсаи, а в 1927 году была организована первая публичная выставка живых произведений искусства.

Получив название «Деревня бонсаи», Омия постепенно стала мировым центром выращивания миниатюрных деревьев. Сюда стали приезжать любители искусства бонсаи со всего мира. Особенно усилился поток посетителей после окончания второй мировой войны.

Бонсаи завоевал прочные позиции в ряду других искусств после проведения Национальной выставки бонсаи (март 1934 года) в Токийском музее изящных искусств, где обычно экспонировались уникальные художественные произведения.
Эта выставка, впервые проведённая обществом любителей бонсаи Кокофу, стала ежегодной. И в современном мире это самая престижная и знаменитая выставка бонсаи.
В 1934 году общество любителей бонсаи Кокофу было преобразовано в Японскую ассоциацию бонсаи.

Миниатюрные растения впервые привлекли мировое общественное внимание на Всемирной выставке в Париже (1937 г.), где 50 экспонатов из Японии завоевали золотой приз. Эти бонсаи стали откровением для всего мира и впервые продемонстрировали искусство, воплотившее «аромат Японии».
Начиная с Олимпийских игр в Токио (1964 г.) и после Всемирной выставки в Осаке (1970 г.), где было представлено 1190 живых шедевров, бонсаи начинает завоёвывать сердца любителей прекрасного во всем мире.

Долгое время искусство бонсаи в Японии считали занятием зрелых мужчин – полагали, что исключительно лишь после 40 лет мужчина может понять и почувствовать бонсаи как искусство, достичь в нём совершенства.

Время вносит свои коррективы: теперь не только зрелые аристократы и самураи, и не только мужчины, и не только в Японии выращивают свои бонсаи или от избытка радости бытия, или в качестве лекарства от тяжкого давления жизни.

Согласно основным восточным философско-религиозным доктринам, главная цель регулирования духовного состояния человека – обретение им состояния покоя и гармонии с миром. Процесс создания бонсаи воспитывает это спокойствие.
Японские мастера бонсаи также изучают и совершенствуются в искусстве чайной церемонии, в создании икэбаны, в боевых искусствах.

Бонсаи в России

История бонсаи в нашей стране коротка – всего около 30 лет.
В 1976 году Главный ботанический сад АН СССР получил в дар от посольства Японии коллекцию бонсаи из 44 растений по инициативе супруги посла Японии в СССР госпожи Сигемицу.
Главным «воспитателем» этих бонсаи на новом месте стала заведующая отделением вересковых ГБС Тамара Петровна Белоусова. Так история появления классических японских бонсаи в России стала неотделима от её имени.
Сотрудники ботанического сада под руководством Тамары Петровны бережно ухаживали за этой коллекцией миниатюрных растений, а также создавали и отрабатывали отечественную технику выращивания бонсаи. Причём, - не только из теплолюбивых экзотических растений, но и из наших «берёзок да сосёнок».
Вскоре многие ботанические сады и дендропарки (особенно на юге нашей страны) заложили собственные коллекции бонсаи, а в крупных городах появились любительские «бонсаи-клубы».

Бонсаи гинкго

Среди начинавших осваивать в то время технику бонсаи отечественных бонсаистов стали наиболее известны (и не только в нашей стране) Анатолий Анненков и Александр Виняр. Они до сих пор продолжают выращивать бонсаи и неустанно пропагандируют это прекрасное творческое занятие. На сайте этих мастеров («Бонсай») не только начинающие, но «продвинутые» любители искусства бонсаи найдут много бесценных сведений, полученных авторами при выращивании собственных растений.

Впечатляющие фотографии миниатюрных шедевров Анатолия и Александра иллюстрируют серию моих статей, посвящённых искусству бонсаи.

Многие современные любители бонсаи и пенджинга утверждают, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они работают над своими миниатюрными деревьями. Тогда все тревоги и стрессы уходят прочь, словно по мановению волшебной палочки.

На титульном фото: Можжевельник величественный
Стиль - элитарный художественный стиль, бундзинги, bunjingi , или неправильный прямостоячий, моёги, moyogi . Высота - 35 см, возраст - 35 лет, в культуре - 9 лет. Автор Александр Виняр.

Фото в тексте: Гинкго
Стиль - правильный прямостоячий, тёккан, chokkan . Высота - 65 см, возраст - 11 лет, в культуре - 10 лет. Автор Александр Виняр.

Александр Абрамов
www.forum.biobank.ru



Всё о бонсаи на сайте Gardenia.ru


Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта Gardenia.ru

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!

     

(отписка одним щелчком мыши)