Сад в японском стиле Ч.1. С чего начать?

автор Фомина А.И., фото А. Власова уголок японского сада

"Всё живое и неживое - любое созданье поёт.
Шёпот веток, шорох песка, рокот ветра, журчанье воды.
Всё сущее сердцем наделено".

 Из пьесы театра Но
"Такасаго" Дезами ХIV-ХV вв.

Нередко мне приходится отвечать на следующие вопросы: почему Вы решили создавать именно такой сад? с чего начинается сад в японском стиле? какие трудности в его формировании?

Желающих создать сад именно в японском стиле становится всё больше. Это уже не дань моде, как было некоторое время назад. Это осознанный выбор, обоснованный замечательными свойствами японского сада: расслаблять, дарить покой и отдых. И в то же время – укреплять дух, энергетику, стимулировать к активной деятельности.

Начинается же ваш сад в японском стиле с того момента, когда у вас рождается идея о его создании. Когда эта идея постепенно овладевает вами и, наконец, оформляется в непреодолимое желание создать такой сад и в чёткую решимость: саду в японском стиле у моего дома (на моём участке) быть! Эта решимость повлечёт за собой всё остальное.

Я хочу поделиться опытом своего пути в направлении создания сада в японском стиле. Поверьте - встав на этот путь, вы поймёте, насколько он интересен и необычен, как много нового привнесёт он в вашу жизнь, наполнив её творческими поисками, радостями открытий и успехов. Да и огорчения будут тоже, если пока что-то не понимаешь или что-то не получается. Но таков путь творчества...

Создание сада в японском стиле – удивительное творчество, способное сделать вас другим человеком.

уголок японского сада

Идеей создания сада в японском стиле я «заболела» давно. А после окончания Школы ландшафтного дизайна эта идея получила основу, укрепилась окончательно. Тем более, что философия Востока, его учения всегда были мне близки, интересны и понятны. Со временем они стали для меня путеводителем по лабиринтам жизни. А потом, в какой-то мере, и образом жизни. Именно это и привело меня к началу создания сада в японском стиле. Я была уверена, что такой сад поможет дальнейшему пониманию удивительных и так, на мой взгляд, необходимых человеку знаний восточной философии.

Начался сбор и проработка информации о культуре Японии, об образе жизни её народа, об истории японских садов с древнейших времён и до наших дней. Тема эта насколько захватила, настолько же и напугала меня. Показалось, что в наших условиях сделать сад в японском стиле просто невозможно. Но когда мне стал понятен дух синтоистских и дзенских верований, их глубокий смысл, то мой страх исчез.
Осталось желание создать такой сад, куда можно прийти и остаться наедине с рукотворным, но таким настоящим необычным уголком природы. Где дух может воспарить ввысь, как его символ – журавль, или же, успокоясь, принести новые знания и мироощущения.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЯПОНСКОГО САДА

Японский сад сегодня – это один из вариантов декоративного обустройства природного ландшафта. Он по праву завоевал звание самого оригинального и, в то же время, естественного дизайна, отражая при этом все стороны японского национального характера.

Чтобы ответить на вопрос - почему японский сад приобрел такую популярность во всем мире - нужно попытаться понять философию, религию и культуру японского народа.

Для этого, как советует А. Лебедева в своей книге «Японский сад», «надо сосредоточиться и, уйдя от внешнего мира, погрузиться в атмосферу японской древности».
Именно там лежит разгадка тайны зарождения японских садов и последующей их популярности.

Наиболее глубокое влияние на развитие искусства японского сада оказали:
- синтоизм – самая древняя японская религия;
- даосизм и буддизм , а вернее, одно из его направлений – дзен .

Зарождение искусства японского сада под влиянием синтоизма

В древней Японии символами божества были природные объекты и явления, где, по глубокому убеждению японцев, живут духи:

- вершины удивительно красивых гор, из-за которых поднимается и за которые прячется солнце;

- грозные тайфуны, сметающие всё на своем пути;

- глицинии, дарящие непревзойдённые цветовые каскады;

- бездонные глубины морей, пугающие и одновременно влекущие к себе;

- водопады необыкновенной красоты, словно подарок небес.

Всё это синтоизм превратил в объекты поклонения и обожествления. Именно здесь кроется главная отличительная особенность синтоизма от других религий: не простое одушевление природы, но её обожествление.

СИНТО (в Японии) – ПУТЬ БОГОВ – КАМИ: всё в природе одушевлено, а значит, - наделено святостью.

Не надо путать СИНТО с ДАО, возникшим в Китае в 6 в. до н.э. ДАО – ПУТЬ ПРИРОДЫ , всеобщий закон природы, глубокая основа всех вещей, праотец всего сущего, общий Путь развития человека через слияние с природой, с окружающей жизнью.
Несмотря на похожесть, СИНТО И ДАО весьма различаются. О божествление природы в Японии происходило более выраженно, чем в других странах Востока. Отсюда и отношение к ней было более тонким, трепетным и возвышенным.

Обожествление естественных природных форм и стихий в период синтоизма привело к созданию первых алтарей - своеобразных скульптурных композиций, где роль сакрального (священного) монумента исполнял гигантский камень в центре расчищенной площадки.

Часто эта площадка была окаймлена морскими валунами или скалами (ивасака), в центре которых находились один или несколько камней (ивакура), перетянутых по всему «божественному челу» соломенным жгутом (симэнава).

Попытка представить божество в виде естественных природных объектов была началом зарождения первых ландшафтных композиций в древней Японии. Они стали не только объектами поклонения, но и объектами эстетического созерцания.
Эти первые каменные группы, рождённые обрядами синтоизма, представляли собой ни что иное, как отдалённые прообразы японских садов, первые символические ландшафты Японии.

Отсюда становится ясным особое отношение в Японии к камню, его значению при создании садов. И сегодня камень для любого японца – живое существо, в котором присутствует божественный дух.

Понятным становится и отношение японцев к любому объекту природы – это отношение к Божеству. А каким может быть отношение к Божеству? Конечно же, трепетным, добрым, участливым!

Очень важно понять ещё одну особенность в развитии японских садов, которая кроется в синтоизме: обожествление природы происходило не от трепета перед её стихиями, а как благодарность за то, что она полна гармонии и порядка, хотя и демонстрирует иногда свою непредсказуемость и грозную силу. Природа дарит человеку доброту, щедрость, красоту.

(Конечно, сегодняшний синтоизм очень далёк от того первоначального анимизма. Большинство японцев в наше время – не особо религиозные люди. Но духовная основа синтоизма сохраняется в Японии и сейчас. Синтоизм сегодня – это умение жить в гармонии со всеми населяющими природу духами, в гармонии с миром природы вообще).

В дальнейшем наиболее сильное влияние на формирование искусства японского сада, как и на всё мировоззрение японцев в целом, оказал дзен.

Дзен и формирование искусства японского сада

В общем понимании, дзен – это одно из направлений буддизма. Но для японцев это понятие значит гораздо больше: это и религия, и философия, и культура – словом, это образ жизни.

Один из вариантов перевода дзен – « молчаливое созерцание ».

Классический буддизм начал распространяться в Японии с VI -VII веков. Дзен имеет с буддизмом некоторые общие черты, но различий гораздо больше.
В результате проникновения в Японию религий и учений извне, произошло соединение нескольких религиозно-философских концепций (синтоизм, буддизм, даосизм). На их основе образовалось новое направление - дзен-буддизм .

Главная цель дзен-буддизма – достичь просветления и нирваны.
Одно из основных его положений: красота природы есть одна из форм постижения истины, т.е. достижение состояния просветления.
Дзен – от санскритского «дхьана» - самоуглубление, медитация, сосредоточение.

Вот мы и подошли к основе, на которой формировалась философия садово-паркового искусства Японии – самоуглубление, медитация, сосредоточение.

Одно из основных назначений японского сада – концентрация внимания и самоуглубление.

Предаваясь созерцанию, человек должен ощутить свою причастность общему Пути, почувствовать себя частью прекрасной Вселенной.

Находясь в окружении гармоничного сада, человеку легче разобраться в себе, обрести душевный покой. Созерцание сада побуждает к работе душу, способствует выходу на принципиально новый уровень мышления – поэтико-метафорический.

И в этом тоже заключается ответ на вопрос, почему так популярны японские сады.

Тайтаро Судзуки (1870-1966), профессор буддийской философии, писал: «… Дзен хочет, чтобы мы обращались с природой как с дружески настроенным, добросердечным существом, внутренняя сущность которого ничем не отличается от нашей, которое всегда готово помочь нам осуществить наши законные желания».

красота природного пейзажа

Дзен считает, что сила воздействия природного пейзажа на сознание больше, чем сила всех слов, вместе взятых.

Культура дзен достигла расцвета к XIV- XV векам. Из религиозной доктрины она превратилась в этико-философскую. Дзен стал регулировать повседневное поведение человека, сформировал определённые стереотипы мышления и восприятия, церемонии и ритуалы. Так, обязательным элементом дзен стали считать церемонию чаепития.

Начало создания японского сада

Если вы ответите на вопросы:
- Какой звук имеет тишина?
- Какое у тебя было лицо до того, как твои родители произвели тебя на свет? -
значит, вы поймёте (сразу или же со временем) глубинную суть дзен и можете смело браться за создание сада в японском стиле.

Японский сад – вершина ландшафтной архитектуры. При всей своей видимой простоте он очень сложен. Эта изысканная, глубоко продуманная простота оказывает на зрителей сильнейшее художественное воздействие.

Шедевры японских садов создавались десятилетиями, а некоторые - и столетиями. Глядя на классический японский сад, нужно понимать, что сиюминутно такую красоту создать невозможно. Время в Японии всегда считалось и считается соавтором и помощником создателя сада. Два автора - садовник и время – призваны постоянно совершенствовать своё творение.

Когда эти и многие другие знания и понятия чётко выстроились в определённую систему, мне стало ясно, что закончился первый этап создания нашего сада в японском стиле. Это этап изучения исторического материала и проникновения в его глубинную суть, этап мысленного соединения с той средой, где наш сад будет создаваться.

Таким образом, сад в японском стиле начинается с рождения идеи создания такого сада, с изучения культуры и философии японского садового искусства.

А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти)
Gardenia.ru

Всё об устройстве сада на Gardenia.ru


Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта Gardenia.ru

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!

     

(отписка одним щелчком мыши)