Сад в японском стиле
Ч. 9. Архитектурные элементы и скульптура

автор Фомина А.И., фото А. Власова Уголок японского сада

Наряду с камнем, водой, хвойными и лиственными растениями, в саду японского стиля большое значение имеют скульптура и архитектурные элементы. Это пагоды, фонари, тсукубаи, мосты, изгороди, скамьи, чайные домики, беседки. Соединившись c ландшафтом и растениями в гармоничный ансамбль, они придают японскому саду атмосферу уюта, красоты и умиротворённости.

Желательно, чтобы скульптура и архитектурные элементы сада были выполнены из натурального материала: дерева, бамбука, глины, камня.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯПОНСКОГО САДА

Фонари

Фонари сейчас, пожалуй, самый популярный у нас элемент сада в японском стиле. Объяснить это просто. Формы фонарей, отточенные временем, превратились в оригинальную скульптуру. Органично вписываясь в садовые композиции, эти фонари-скульптуры делают сад загадочно-привлекательным.

Фонари имеют удивительное свойство - оживлять композицию сада .

Я неоднократно сталкивалась с такой ситуацией: в саду создана красивая композиция из растений в японском стиле, всё хорошо. Но как только устанавливается фонарь, то композиция многократно оживает, приобретая совсем другое звучание.

Изначально фонари были ритуальными предметами. Они располагались у статуи Будды, символизируя свет его учения.
Затем фонари ставили у входа в храм и по краям дорожек, ведущих к храму, - как элемент освещения Пути.

Существует много разновидностей фонарей: от грубо вырубленных, до богато орнаментированных.
Появление новых фонарей было связано с появлением нового садового стиля, мастера фонаря, местом изготовления, какой-то определённой датой.

В основе конструкции фонарей заложено три основные геометрические формы – треугольник, круг и квадрат.
Конструкция фонарей обычно состоит из шести отдельных элементов: подставка под фонарь, опора, подставка светильной камеры, сама камера, крыша и навершие.


В Японии существует даже сад фонарей в синтоистском святилище Касуга-тайся, где представлено около двух тысяч каменных и тысяча бронзовых фонарей разных времён, форм и типов. Два раза в год, сопровождаемая музыкой и танцами, происходит церемония зажигания всех фонарей во время праздников Сецубун (3 февраля) и Обон (14-15 марта). Какая дивная картина разворачивается перед посетителями сада фонарей!

Фонарь Юкими-торо

Фонари стали неотъемлемой частью японского сада только с развитием искусства чайной церемонии.
Сейчас фонари - едва ли не самый узнаваемый элемент японского садового ландшафта, зачастую являясь просто декоративным элементом.


Ассортимент фонарей на нашем рынке представлен несколькими типами:

- Юкими-торо (Якими-гата) - фонарь с широкой крышей, на которой зимой образуется большая шапка снега.
Японцы всегда любуются такой зимней картиной. Хорошо смотрится этот фонарь на границе двух сред (например, воды и суши). Отражаясь летом в воде вместе с растениями и камнями, фонарь создаёт картину-отражение. Красив фонарь и зимой, с пушистой шапкой снега.

- Касуга-торо – очень привлекательный фонарь, стоящий на прочной, высокой, круглой «ноге»- опоре. Это один из немногих богато орнаментированных типов фонарей. Отличительная его черта - сильно закруглённые углы крыши, состоящей из шести граней. Фонарь настолько интересен, что может один «держать» целую композицию, быть её кульминационной точкой. Красиво смотрится такой фонарь на открытых участках сада и перед входом в дом, в беседку.

Фонарь Оки-торо- Оки-торо - маленький фонарь, который ставят у края тропинок, на отмелях.
В конструкции этого фонаря могут отсутствовать: подставка фонаря или камеры, или же опора под фонарь.
Оки-торо высотой не более 40 см.
Маленький фонарь хорошо смотрится в небольших дзенских садах, на берегу символических водоёмов, ручьев.


- Орибе-торо - интересный фонарь, который устанавливается только вместе с тсукубаи - чашей для омовения рук. Отличительная черта Орибе: внизу его опоры всегда должно присутствовать изображение фигуры человека. Это связано с древней легендой о происхождении фонаря. Некто Орибе служил мастером чайной церемонии. По вероисповеданию он был не буддистом, а христианином (что преследовалось в Японии того времени). Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер в самом низу опоры фонаря вырезал распятие и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря. И каждый раз, наклоняясь к тсукубаю набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу. И никто не догадывался об этом.
Поэтому тсукубаи в саду ставится только с фонарём Орибе, нижняя часть которого должна быть всегда закрыта растениями. Так что, Орибе близок христианам по духу .


Фонарь Ямадоро-торо - Ямадоро-торо - великолепный фонарь, выполняемый из грубого природного камня. Обработка его минимальна, что создаёт впечатление фонаря, собранного из целых природных камней.
Место Ямодоро-торо - в заросших, тёмных, сырых уголках сада, где фонарь быстро покрывается мхом и лишайником. Это полностью соответствует критериям красоты с японской точки зрения.

Фонари наиболее полно раскрывают свои необычные качества в вечернее или ночное время, когда в их светильной камере горит обыкновенная свеча. Пламя, колышущееся внутри фонаря, придаёт саду таинственность и очарование. При таком оригинальном освещении японцы проходят по саду в чайный домик – тясицу. Но и простое созерцание фонаря с горящей внутри свечой создаёт настроение необычности, реальное ощущение другого мира.

Фонарь на берегу,
Огонь свечи внутри.
Мой сад ночной
С луной ведет беседу.
Смотрю и растворяюсь в сказке…

Мосты

Горбатый мостик

Мосты в японских садах встречаются очень разные по конструкции. Им отведено несколько ролей: быть не только полезным сооружением , но и интересным архитектурным элементом, и символом, несущим дух философии и культуры садового искусства Японии.
Мосты обозначают путешествие, символизируют переход из одного состояния в другое, из одного мира в другой. Мост - это и продолжение дорожки, Пути. Мост или небольшой «горбатый» мостик, зачастую, призваны создать определённое настроение, вызвать ассоциации, восхищение, воспоминание.


Деревянный мостик

В саду японского стиля мост большим быть не может (за исключением парковых садов). Иначе мост войдёт в противоречие с принципом миниатюризации японского сада.
Если постройки в саду деревянные, то мост тоже лучше сделать деревянным. Такой мост создаст настроение лёгкости и воздушности, что очень близко духу японцев. Поэтому в их садах часто можно увидеть именно такие мосты и мостики – лёгкие, выгнутые, деревянные. Роль моста может выполнять и простое необработанное бревно, перекинутое через ручей, речушку.

Мосты могут быть и в виде земляной насыпи, связывающей берег водоёма с островом. Такие мосты в прямом назначении используются редко, являясь символическим элементом.

Каменный мостик

Если в саду присутствуют композиции из камней, мост должен быть каменным. Очень ценятся в Японии мосты из цельных необработанных камней или каменных глыб. Такие мосты создают абсолютную природную достоверность композиции.

Зигзагообразные мосты Яцухаси - китайского происхождения, но они так же популярны и в Японии. Хорошо расположить такой мост через заболоченный участок, заросли ирисов, заросший водоём. Зигзагообразные мосты выполняются в основном из дерева.

Пагоды

Пагода

Пагоды - многоярусные (3, 5,13 ярусов) сооружения, символ буддийского храма. В зависимости от площади и назначения сада, пагоды могут быть разных размеров.
Нижний ярус пагоды самый большой, а каждый следующий ярус будет несколько меньше предыдущего. Такой ритм лишает общую композицию пагоды излишней активности, создавая настроение спокойствия. Благодаря этому, даже очень большие пагоды не подавляют человека, а посылают в пространство волны позитивной энергии. На Востоке считают, что пагоды гармонизируют энергию в окружающем пространстве.
Раньше пагоды изготавливались в основном из камня. Сейчас в специализированных магазинах можно купить пагоду из бетона или керамики. Конечно, если кто-то сможет поставить пагоду из камня, это будет в наибольшей степени соответствовать японской садовой эстетике.

Согласно японским канонам создания сада, первыми должны быть построены ворота, ведущие в сад.
Вторым объектом строительства должна стать пагода, которая устанавливается на возвышении. При отсутствии естественного возвышения его нужно сделать.
Если в саду устанавливаются и фонари, то их размеры нужно соотнести с размерами пагоды. Существует правило: высота самого высокого фонаря в саду должна быть меньше высоты пагоды в 1,5-2 раза - если и пагода, и фонарь просматриваются вместе. Если же они находятся в разных точках обзора, то их размеры могут не зависеть друг от друга.

Стены и ограждения

Японский сад в большинстве своём – камерное творение. И чтобы таковым оставаться всегда, он должен быть отгорожен от внешнего мира. Ведь в саду мы полностью уходим от мирской суеты. Оставшись наедине с природой, мы погружаемся в состояние созерцания, расслабления, медитации. Поэтому так важны в японском саду стены и ограждения. Но они играют и другую важную роль.
Стена часто является фоном, который помогает прочесть и прочувствовать ту или иную композицию сада. Стена останавливает взгляд зрителя, возвращая его к объекту созерцания. Это особо важно в дзенских садах, так как помогает наибольшей концентрации внимания.

Стены могут быть из дерева, бамбука, природного камня. Хороши глинобитные стены с цветом побелки от белого до бежевого. На крыше такой стены можно быстро вырастить мох, что очень приветствуется в японских садах. Покрытая мхом крыша органично впишется в общую композицию сада и, в то же время, расширит его границы. Потому что мох будет одновременно принадлежать и саду, и пейзажу далеко за стеной.

Бамбук в японских садах применяется для создания и внешних, и внутренних ограждений. Но у нас бамбук - это довольно дорогое удовольствие; его можно заменить деревом. Причём, сделав забор из дерева, не нужно его красить. Ведь в саду японского стиля всё должно покрыться естественной патиной времени.
Дерево хорошо сочетать с бамбуком. Например, во внешнем заборе несущие столбы можно сделать из дерева, а бамбук расположить между столбами, но чтобы он не контактировал с землёй (так он прослужит гораздо дольше).

В японских садах можно увидеть много лёгких ограждений. Их задача - чисто символически отделить одну часть сада от другой. Лёгкость таких ограждений не закрывает от просмотра Картины сада. Наоборот, лёгкие ограждения дополняют Картины сада воздушными конструкциями, усилив «японское» звучание.

Оригинально выполненные ворота или калитки сада в японском стиле могут выступать самостоятельными архитектурными элементами на фоне красивых композиций из камня или растений.

Скамейки

Скамейки помогут присевшему человеку расслабиться, окунуться в очарование садовых картин, в тишину и гармонию сада.
Скамьи должны быть низкими, и лучше без спинок (то есть, лавочки).

Хороши скамейки из дерева или природного камня (но каменные скамейки должны быть оснащены деревянными сиденьями).
Каменная скамья красиво впишется в общую композицию, так как японский сад – это сад камней. Деревянные некрашеные скамьи тоже органично дополнят композицию любого уголка сада.

Террасы, беседки, чайные домики

Террасы, беседки или чайные домики – непременные архитектурные элементы японского сада. Именно оттуда можно спокойно любоваться садом и отдыхать, наслаждаясь уединением.
Идеальный материал для создания беседки или чайного домика - бамбук, дерево. Если беседка или чайный домик будут деревянными, то желательно присутствие хотя бы элементов декора из бамбука, поскольку он несёт положительную символическую нагрузку в японских садах (см. статью «Символизм»). Но бамбук - ещё и замечательный экологический материал, который хорошо очищает воздух.

СКУЛЬПТУРА ЯПОНСКОГО САДА

Скульптура в японских садах наиболее часто представлена каноническими образами, несущими чётко определённый символизм.

Скульптура Будды

Будда

О скульптурах, изображающих Будду, хочу сказать особо. Я глубоко убеждена, что декоративным элементом в саду скульптуры Будды быть не могут. И уж если устанавливать в саду скульптурное изображение Будды, то непременно - с чувством глубокого понимания сути этого образа. Изображения Будды - это культовые скульптуры, Божество.
Не придёт ведь нам в голову поставить икону как декоративный элемент в саду, хотя и в красивый куст розы. По меньшей мере, это будет нетактично. Так почему же довольно часто можно встретить рекомендации поставить изображение Будды в мох, в траву?
Я выросла в буддийской республике и знаю, как почтенно и бережно там относятся к скульптурам Будды.
Если в Японии где-то и расположен сидящий на земле Будда (например, по дороге в горный монастырь или храм), то это имеет своё сокровенное значение. Но вряд ли уместно будет у нас поставить скульптурку Будды в траву, на уровне ног, - только для того, чтобы создать японский колорит.
Я совсем не против установки скульптуры Будды в саду. Отнюдь. Например, в своём саду мы запланировали это сделать, когда будет построен чайный домик и создан специальный уголок, достойный для размещения скульптуры Будды. Моё глубокое убеждение - если нет душевной потребности в скульптуре Будды, то можно обойтись многими другими скульптурами для наполнения сада и придания ему японского колорита.

Скульптура восточного льва

Восточный лев

Замечательная скульптура для сада в японском стиле - изображение восточного льва.
Это очень интересный образ, который и украсит ваш сад, и охранит дом, так как лев символизирует стража, защищающего территорию от негативной энергии и зла.
Если лев будет стоять в паре, то этот символ мудрости, доблести и мощной энергии привнесёт гармонию и в ваши супружеские взаимоотношения.

Есть много легенд, которые проливают свет на устрашающее обличье восточного льва. Суть легенд в том, что он представляет собой перевоплощённую собаку Будды. По японским поверьям, там, где есть собака, нет тёмных сил. Собака - это страж, символ защиты (и не только в Японии).

Есть интересная легенда о том, что ушедший из дома Будда много путешествовал, облачась в одежды простого жреца. Единственным спутником у него была маленькая коротконогая собачка. Когда эта собачка чувствовала, что Будда устал, она мгновенно превращалась в большого льва. Тогда Будда продолжал свой путь верхом на этом «собакообразном» льве.
Легенда о собачке Будды раскрывает секрет оригинального вида восточного льва, так не похожего на льва настоящего. Несмотря на свой устрашающий вид, это совсем не «злой зверь», а преданный страж ваших владений и семейного очага, который украсит сад, придав ему восточный колорит.

Скульптура дракона

В саду японского стиля желательно присутствие скульптуры дракона - это мифическое существо очень любимо на Востоке.
Образ дракона пришёл в Японию из Китая и получил там большое распространение из-за связи с водой. Вода имеет огромное значение для японцев, а дракон – водный обитатель. Кроме того, этот мифический герой наделён магическими чертами, тайными знаниями, мощной физической силой. Всё это сделало дракона почитаемым символом власти, силы, защиты от бед.

Скульптуры журавля и черепахи

Журавль и черепаха также очень любимы в Японии. Вместе журавль и черепаха представляют гармонию Инь-Ян: плоская, медлительная черепаха и высокий журавль, взмывающий ввысь. Очень хорошо объединить их в интересной садовой композиции, создав два острова - журавля и черепахи.

Новое время вызвало спрос на садово-парковую скульптуру восточного характера. Наша мастерская художественного литья и скульптуры стала получать заказы на архитектурные элементы и скульптуру восточной тематики.
С опаской (будет ли достаточный спрос) мы принялись за создание фонаря Юкими-торо. Опасения оказались напрасными: этот фонарь-скульптура очень востребован, что заставило нас продолжить работу в данном направлении. Уже пущен в производство восточный лев (см. фото), идёт работа над созданием фонаря Касуга-торо.

С каждым годом становится всё больше желающих создать у себя сад или просто композицию в японском стиле. И всё более востребованной становится скульптура восточной тематики, несущая положительную энергию. Это радует. Потому что позитивные моменты так нужны человеку в наше непростое время!
Сад в японском стиле, встречающий нас восточными образами – символами семейного благополучия, долголетия, мудрости, спокойствия - одарит положительной энергией, создаст прекрасное настроение, поможет подготовиться к встрече завтрашнего дня.

Садовая скульптура делает сад более живым, интересным и композиционно завершённым.

А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти)
Gardenia.ru

Всё об устройстве сада на Gardenia.ru


Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта Gardenia.ru

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!

     

(отписка одним щелчком мыши)