Сад в японском стиле. Ч.2. Композиционное построение

автор Фомина А.И., фото А. Власова Композиция сада с холмами-цукияма  полусокращенной формы «ГЕ» (фрагмент)

Прежде чем приступать к детальной проработке проекта сада в японском стиле, нужно определить вид композиции вашего будущего сада.

Композиция сада – это соотношение и эстетическая взаимосвязь всех элементов сада: растений, воды, камней, скульптуры, архитектурных элементов.

Какой именно может быть композиция в вашем саду, вы сможете определить, детально проанализировав:

  • рельеф местности;
  • площадь участка;
  • создаёте ли вы сад в японском стиле на базе уже существующего сада или на новом участке;
  • микроклимат участка.

Знания о характере микроклимата также очень пригодятся, когда вы начнёте формировать растительную составляющую вашего сада.

Сад в японском стиле по традиции должен иметь форму, приближенную к квадрату или прямоугольнику.

Размер участка под сад особого значения не имеет: японские сады тем и хороши, что могут быть созданы даже на очень маленькой площади.

Итак, вы проанализировали рельеф, размер, микроклимат вашего участка.
Какой же вид композиции выбрать для сада?

КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЯПОНСКОГО САДА

В зависимости от рельефа , японский сад может быть:

  • плоский – хиранива;
  • с холмами – цукияма.

Если вы хотите создать сад холмов, а участок у вас плоский - нужно будет продумать план его землеустройства.
Например, та часть нашего существующего сада, куда мы решили «вписать» сад в японском стиле, была абсолютно плоской. Но мне очень хотелось сделать сад на холмистой местности.
Главное – захотеть... И тогда наш плоский сад стал приобретать другой вид: в нём появились «холмы», которые теперь постепенно покрываются соответствующей растительностью. Гуляя по дорожкам между «холмами», испытываешь совсем другие ощущения, нежели прогуливаясь по плоской местности.
Это, конечно, сугубо личное мнение. Но холмистый характер сада, бесспорно, позволяет создавать интересные, более фактурные композиции.

По степени сложности , композиция японского сада может быть:
- полная, объёмная - «СИН»,
- полусокращенная, неполная - «ГЕ»,
- сокращенная - «СО».

Полная степень «СИН» - это самая развёрнутая форма сада, включающая в себя большой ассортимент композиционных элементов. В таком саду есть место и деревьям, и камням, и цветам, и мху, и водопадам, и песочным отмелям, и набору архитектурных форм.

Полусокращённая степень «ГЕ» состоит из половины садовых элементов. Но сочетаться между собой они должны так же гармонично, создавая в саду ауру покоя, единства всей композиции и той особой силы и энергии, которая характерна для японских садов.

Сокращённая степень «СО» определяет более сжатую форму сада. Здесь используют небольшое количество компонентов. Но эта форма является и самой сложной в исполнении, потому что отсутствующие элементы сада всё-таки должны подразумеваться, присутствовать незримо. Смысловая нагрузка имеющихся элементов сада от этого очень увеличивается. Поэтому художник сада, выбрав данный вид композиции, должен очень серьёзно подойти к выбору элементов сада. Подбирать и компоновать их нужно с учётом особой силы энергетического воздействия этих элементов на человека.
Пример садов с одним или несколькими элементами – сад камней, сад водопадов, сад мхов. По исполнению они считаются самыми сложными, потому что у художника такого сада в арсенале очень небольшой набор компонентов. И, тем не менее, он должен суметь заставить звучать их выразительно и гармонично, создавая представление о полноте мироздания в соответствии с традициями японского садового искусства.

Если площадь вашего сада маленькая, то лучше применить форму «СО» - сокращенную, так как ограниченное количество элементов на маленьком участке будет выглядеть более выразительно. Но при этом нужно внимательно ознакомиться с особенностями и правилами построения данной формы композиции.
Если вы начинающий художник сада, то лучше форма «ГЕ» - полусокращённая, так как с небольшим набором элементов вам будет гораздо проще разобраться.

Виды композиции японских садов

Изначально сложилось 2 вида композиции японских садов:

- «одинокая» - с выделением главного «героя», в качестве которого может выступать любой архитектурный элемент или скульптура – скала, водопад, пагода, статуя, фонарь (особенно пьедестальный). Этот вид композиции больше подходит к рельефным местностям.

- «групповая» - в ней сосредоточено большое количество элементов, среди которых нельзя выделить главного. Этот вид композиции чаще применяется на открытых местностях.

В «групповой» композиции японского сада р асположение предметов может быть:
1 - свободное;
2 - круговое;
3 - линейное.

1. Свободное расположение элементов сада не означает хаотичное . Знанием, умением и интуицией мастера все элементы располагаются хотя и свободно, но гармонично. В этом и заключается настоящее искусство композиционного построения японского сада. Здесь художник должен обладать высоким художественным вкусом, чтобы грамотно объединить все элементы сада - «картины сада» - и создать из них единую, гармоничную композицию.

2. Если в вашем арсенале оформления сада присутствуют невысокие по размеру элементы, то лучше выбрать круговое расположение предметов. Они размещаются концентрически, создавая как бы «круг в круге». В этом случае все элементы вашего сада будут хорошо просматриваться и свободно читаться.

Центр участка остаётся свободным – Пустота . Но это не просто пустота в понятии европейца, а Пустота в восточном понимании. У японцев есть несколько понятий применительно к пространству, которые создателю сада в японском стиле нужно обязательно попытаться понять. Именно здесь, в этой Пустоте концентрируются мысли созерцающего. Здесь он может увидеть Пустоту, из которой всё приходит и в которую всё уходит. Потому что японцы создают сад как модель мироздания.

В свободном пространстве японец может увидеть и «МА», означающее промежуток, интервал, который будет не только разъединять стороны свободного пространства сада, но и объединять их в целое, превратив в своеобразную комнату сада или любую другую картину, дорисованную самим созерцающим. Ведь в японском садовом искусстве зритель - это собеседник и соавтор одновременно. Он должен сам домыслить или дорисовать картину сада.

3. Линейное расположение элементов сада применяется в самой Японии довольно редко, п отому что воспринимается как резкое и не соответствующее японским традициям садового искусства. Если японцы из-за каких-то обстоятельств и используют линейное расположение элементов, то делают это очень умело, подчиняя общей традиции. Тропинки и ручейки всё равно пойдут по несколько искривлённым линиям, делая характер этих линий более мягким.

Компоновка элементов сада в японском стиле

В японских садах композиция строится так, что можно наслаждаться красотой сада с любой точки обзора. При этом не обязательно долго ходить по саду. Небольшой поворот головы - и появляется возможность созерцать уже совсем другую картину. При создании композиции и проекта сада в японском стиле об этой особенности нужно обязательно помнить.

Сад не должен открываться сразу. Встреча с новой «картиной» должна быть неожиданной

Компоновать японский сад нужно так, чтобы он не раскрывался обзору сразу весь. Должна быть интрига сада. Самые интересные элементы и картины должны неожиданно возникнуть перед вами: за поворотом тропинки, за холмом, из-за дерева. Впечатления от неожиданной встречи с прекрасным бывают куда более сильными, чем, если бы вы раскрыли композицию своего сада одномоментно.

Таким образом, приступая к детальной проработке проекта сада в японском стиле, нужно уделить особое внимание его композиционному построению. Композиция должна чётко определять все нюансы будущего сада. Это необходимо продумать в самом начале, чтобы в дальнейшем избежать перестроек, которые обязательно повлекут за собой излишние временнЫе, финансовые и прочие затраты.

А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти)
Gardenia.ru

Всё об устройстве сада на Gardenia.ru


Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта Gardenia.ru

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!

     

(отписка одним щелчком мыши)