Сад в японском стиле
Ч.4. Приёмы и принципы создания. Сад Картин.

автор Фомина А.И., фото А. Власова Создание 'картины' озера с островом

 

 

 

Приёмы создания японского сада

 

Один из основных и обязательных приёмов, используемых при создании японских садов применение теории Ян-Инь.

Символ теории Ян-Инь – единства противоположностей

Мудрецы и философы древнего Востока осознали, что всё во Вселенной подчинено действию положительных и отрицательных начал. Они создали теорию Ян-Инь - теорию единства противоположностей; но не в смысле «хороший-плохой», а как равноценное определение противоположных качеств. Эти начала взаимосвязаны, в идеале– уравновешены.

Уже в VI веке до нашей эры основатель даосизма Лао-Цзы учил, что равновесие мира основано на взаимодействии двух противоположных начал: мужского Ян и женского Инь; на гармонии и противоборстве света – Ян и тьмы – Инь, активности – Ян и пассивности – Инь.

По учению Лао-Цзы, жизненная энергия ЦИ в соединении с Ян-Инь составляет гармонию мира.
Изначально иероглиф Ян означал свет солнца, Инь – его отсутствие, темноту. Позже они стали означать космические принципы мироздания, обозначая всё противоположное.

Очень важно правильно понять смысл этой теории, потому что ни один восточный сад не создавался без её применения. Поэтому эти сады так гармоничны и привлекательны. Формирование садов Японии по такому принципу сделало их необычайно популярными во всём мире именно в наше безумно урбанизированное время. Когда уставший от жизненной гонки современный человек захотел остановиться, отдышаться, присесть отдохнуть и, созерцая Красоту, пронизанную гармонией Ян-Инь, попытаться разобраться в смысле этой гонки. А если он уже созрел (или, как говорят на Востоке, - встал на Путь), то разобраться и в смысле своей жизни, и в смысле Бытия вообще.

В основу создания проекта нашего сада в японском стиле, конечно же, положена теория Ян-Инь. Она позволяет создавать гармоничные композиции, что ведёт к гармонии всего сада в целом .
Поскольку наш сад (холмистый сад) - Ян, значит, его вторая половина - Инь должна быть открытым пространством; у нас это водоём. Согласно Ян-Инь, у водоёма один берег обрамлён холмом («горой»), а другой - плоский.

Плоский – иньский элемент (мостик) уравновешен янским вертикальным камнем

Для понятия сущности теории Ян-Инь очень характерен такой пример.
Сделали мы мостик из плоских камней (Инь) через ручей на ровном берегу водоёма. Казалось, что всё выполнено правильно. Но явно чего-то не хватало.
Налицо был избыток Инь-элемента, и значит, его обязательно нужно было уравновесить Ян-элементом. И тогда рядом с мостиком мы поставили вертикальный камень – Ян. Стало ясно: вот элемент, который внёс гармонию в слишком плоскую иньскую композицию, уравновесил её.
И так - во всём! Широкий, мощный лист лаконоса, а рядом – изящные листочки пиона разрезанолистного. Можжевельник обыкновенный «Хорстман» причудливой формы, а рядом - прямые ветви ивы корзиночной. Извилистые, повислые ветви ивы Матсуданы, а под ней примостилась вейгела со своими прямыми ветвями и крупными листьями (кстати, такой симбиоз оказался неожиданно выгодным для обеих: они в моём саду не подмёрзли без укрытия даже в суровую зиму 2005-2006 годов).

Гармония Ян-Инь сада – это ритмичное чередование плоскостей и растительных масс, сочетание плавной береговой линии водоёма и островерхих холмов-«гор», крупных листьев и мелких, большого и малого. Равновесие, баланс контрастов во всём.

Сад с одним деревом

Второй приём, используемый при создании японских садов - в малом добиваться большого .

В применении этого приёма японцам нет равных в мире. Для них миниатюрный сад – это способ показать необъятность мироздания на очень маленькой территории.


Японские архитекторы Кадзуэ Сэдзима и Рюэ Нисидзава: «Сад с одним деревом».

Самые знаменитые миниатюрные сады находятся именно в Японии. Причём, современные дизайнеры и архитекторы с великим мастерством используют этот приём и сегодня. Кадзуэ Сэдзима и Рюэ Нисидзава создали «Сад с одним деревом».
Одинокое дерево в определённой городской среде… Оно необыкновенно живо, и выразительно. Оно заставляет человека мыслить. Каждый дорисовывает по-своему картину этого минималистского сада.
Здесь налицо ещё одна замечательная особенность японских садов – сделать зрителя собеседником, соавтором сада.

Третий приём, используемый при создании японских садов - главное отличать от второстепенного .

В японском саду главное – не количество высаженных растений или архитектурных элементов, а то, какую смысловую нагрузку они будут нести, как будут воздействовать на человека, как будут раскрывать основную идею сада.

Принципы создания японского сада

При создании сада в японском стиле нужно обязательно руководствоваться следующими принципами:

*главный принцип – подражание природному ландшафту;

*принцип неравенства, отсутствие симметрии, параллельности;

*принцип неповторяемости элементов композиции сада;

*принцип незавершённости;

*всё, что можно пересчитать, не должно быть в чётном количестве.

Каждый из принципов создания японского сада характерен для мира живой природы, в котором мы не увидим два абсолютно одинаковых, симметричных или параллельных дерева. Не увидим остановившийся в своём развитии природный ландшафт.

теневой уголок - хорошее место для сада в японском стиле

Всё в природе течёт и изменяется. Так должно быть и в саду.

Сад в японском стиле интересен ещё и тем, что может быть создан на затенённом участке, так как многие его растения теневыносливы или тенелюбивы. Хосты, роджерсии, тсуга, микробиота, магония падуболистная, мхи, папоротники, барвинки и т.д. Для мхов же, тень и влага – необходимая среда обитания, где они хорошо чувствуют себя и выглядят удивительно красиво. Но красоту мхов нужно понять. Лично мне она раскрылась не сразу. Когда же поняла, какое это чудо - мох, - то укоризненно подумала: как раньше я могла этого не замечать?

Если у вас тенистый участок или его часть – там место вашему японскому садику. Расположение же некоторых архитектурных элементов просто требует таинственного затенения. Но желательнее, всё-таки, расположить сад в японском стиле на востоке или юго-востоке участка.

Сад Картин

Сад в японском стиле – это Сад Картин.
Это означает, что каждая отдельная композиция сада должна быть завершённым самостоятельным элементом. Например, холм, водоём, дорожка, группа растений и т.д.. Все они, пространственно перетекая друг в друга и гармонично сочетаясь, должны создавать единую картину сада.

Самостоятельными «картинами» в нашем саду стали:
- холм нашей Юности;
- холм умудрённой опытом Зрелости;
- холм, поросший лимонником;
- садик хост;
- голубой садик.

Картина «озера» - светлый символ рождения нашей внучки - особо любима всеми. Как и остров Черепахи, омываемый с двух сторон ручьями, и небольшой водопадик.
Проникая друг в друга растениями, дорожками, камнями, архитектурными элементами, все эти отдельные «картины» объединяются и образуют единую картину сада.

Точка обзора – большой камень на развилке тропинок и свободная площадкаВ Саду Картин обязательно должны быть точки обзора. Ибо «картинами» мы должны любоваться, неспешно гуляя по саду и останавливаясь в местах, откуда открываются особоинтересные виды. Точкой обзора может быть:
- большой камень на развилке дорожек;
- старинная скамья под раскидистым деревом;
- место на берегу водоёма;
- обязательно - место для просмотра водопада и место, где мы будем слушать его «пение».

При формировании японского сада главной подсказкой правильности созданной детали сада, композиции или сада в целом должно стать чувство, идущее из глубины души. Если душа говорит: «Этот элемент стал частью Вселенной!», - значит, вы правильно сотворили (от слова «творчество») отдельный уголок сада или сад в целом.
Достичь этого можно, создавая в саду настроение «сладостности старины». Это придёт со временем. Но такая задача изначально должна стоять перед вами, если вы хотите максимально приблизить свой сад к понятию «японский сад».

А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти)
Gardenia.ru

Всё об устройстве сада на Gardenia.ru


Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта Gardenia.ru

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!

     

(отписка одним щелчком мыши)